Продажа объекта недвижимости
Что влияет на цену коммерческой недвижимости
Один из самых сложных и важных этапов продажи — определить реальную стоимость объекта. Сделки с коммерческой недвижимостью интересны тем, что цена зависит не только от характеристик объекта (как в жилом сегменте), но и от бизнеса покупателя.
Коммерческую недвижимость покупают, чтобы получить прибыль. Если помещение по всем параметрам идеально подходит для бизнеса, а рядом не продаётся аналогичный объект, слегка завышенная цена не остановит предпринимателя — его будущая прибыль с лихвой окупит расходы. Поэтому важно ещё до продажи прикинуть, кому и чем помещение может быть особенно полезно.
На цену влияют:
-
регион и район в городе — точно так же, как и для жилой недвижимости. В Саратовской области склад на 100 кв. м можно найти и за 1,3 миллиона рублей, а в Москве цены на аналогичную недвижимость начинаются от 11 миллионов;
-
площадь и планировка: например, для полноценного офиса покупателю могут потребоваться отдельные комнаты для руководителя и кассира. А для магазина удобнее одно помещение с хорошим обзором — перегородки мешают как покупателям, так и продавцу (исключение — примерочная или подсобное помещение для товара);
-
состояние здания в целом и продающегося помещения важно для любого типа недвижимости — покупатель оценит всё, на чём сможет сэкономить при ремонте в будущем;
-
мебель и оборудование: продавцу не стоит торопиться и продавать отдельно торговое оборудование — возможно, оно придётся очень кстати новому владельцу;
-
наличие коммуникаций: в отличие от квартиры, полный комплект нужен только в том случае, если в помещении постоянно работают люди. Но даже на складе понадобится как минимум электричество, а зачастую и отопление. Мороз может испортить некоторые товары так же, как и жара — бутылки с жидкостью лопнут, а от сметаны, майонеза или крема для рук «отскочит» вода — когда они оттают, то уже не будут однородными;
-
транспортная доступность и наличие парковки;
-
этаж: если в жилом сегменте первый этаж не востребован, то в бизнесе ситуация обратная. Помещения для торговли или хранения на первых этажах ценятся больше, исключение — магазины в торговых центрах;
-
инфраструктура: что находится рядом — один из ключевых моментов для торговли. Покупателю важнее всего, чтобы новая точка приносила прибыль, а это напрямую зависит от того, сколько потенциальных покупателей о ней узнает. Конечно, клиентов будут привлекать и рекламой, но пешеходный трафик (или автомобильный — например, если это заправка) — лучший друг предпринимателя.